О КОМПАНИИ|МИССИЯ КОМПАНИИ|ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ|ПОРТФОЛИО|КОНТАКТЫ

        Расширенный поиск
                  Статьи     Энциклопедия     Новости     История     Ресурсы

Информация > Поддержка

Редизайн сайта

Редизайн сайта – термин неоднозначный. Он вошел в употребление с легкой руки Келли Гото и Эмили Котлер, написавших знаминитый «Веб-редизайн». Первое издание этой книги – одно из самых толковых описаний веб-проектов, которые я читала. К сожалению, книга во многом устарела. Однако я увлеклась… редизайн – это не только изменение внешнего вида сайта. Это анализ и модификация структуры, функционала и контента в связи с изменением рекламной политики компании или же трансформацией целей функционирования самого интернет-представительства.

Редизайн – это технология, которая позволяет изменить внешний вид, функциональность и содержание сайта качественно, в разумные сроки и с выгодой для компании-заказчика. Она хорошо подходит для корпоративных сайтов с текстовой информацией о компании, ее продуктах и услугах. Если вы – представитель компании, и вам вскоре предстоит руководить или участвовать в изменении корпоративного сайта, если вы планируете создавать индивидуальный сайт, а не покупать шаблонное решение – эта статья написана для вас.

Группы исполнителей

Проект по редизайну сайта ведут две группы исполнителей: внутренние и внешние.

Внутренние исполнители – это сотрудники компании: менеджер интернет-проектов, системный администратор, PR-менеджер, копирайтер, маркетолог. Все те, кто отвечает за размещение информации о компании в интернете.

На что нужно обратить внимание при работе с внутренними исполнителями:

- четкое определение целей, необходимость планирования проекта;
- единство в понимании средств, которыми будут достигаться поставленные цели;
- определение требований к будущему сайту;
- выделение необходимых ресурсов.

Внешние исполнители – веб-агентство, которое будет выполнять работы по разработке нового сайта.

На что нужно обратить внимание:

- определить критерии выбора подрядчика (как именно это сделать я писала в статье «Проведение тендера на разработку сайта»),
- описать задачу, проверить, правильно ли представители веб-студии поняли, что именно вы хотите получить в итоге,
- наладить взаимодействие между менеджерами агентства и компании.

Очень важно, чтобы у проекта был владелец. Один со стороны исполнителя, один со стороны заказчика. В компании это человек, который отвечает за успех проекта как минимум своей зарплатой, и потому искренне заинтересован в том, чтобы все было сделано как можно лучше. Нужно чтобы оба владельца обладали необходимыми знаниями, а также могли брать на себя ответственность в принятии решений. Решения, обсуждаемые коллегиально, принимаются долго или не принимаются вообще. Несколько ответственных будут перекладывать друг на друга задачи и обвинять друг друга в возможных неудачах и срывах сроков.

Этапы реализации проекта

1. Планирование

Определение, ради чего осуществляется редизайн сайта: формулировка целей, задач и критериев оценки результативности проекта, заключение договора и внесение предоплаты.

Основные проблемы:

- согласования и утверждения занимают много времени;
- слишком большое количество людей внутри компании, решающих, что именно будет считаться целями и результатами проекта;
- неточное определение целей создания сайта.

Время: при условии отсутствия задержек при согласованиях – 27-30 рабочих дней.

Результат этапа:

1. Креатив-бриф. Заполняется заказчиком. Описывает видение, каким должен быть сайт. Отвечает на вопросы по дизайну, позиционированию и контенту. Содержит информацию о торговой марке, фирменных цветах, конкурирующих сайтах и предпочтениях руководителей компании. Заполнение креатив-брифа обычно занимает около 1 рабочего дня (при условии наличия бренд-бука). Согласования отнимают от 3 до 5 рабочих дней.

2. Структура сайта.

Разрабатывается совместно исполнителем и заказчиком. Представляет собой вложенный список разделов с указанием взаимосвязей между ними. При разработке структуры нужно помнить, что сайт создается в первую очередь для пользователя. Взаимосвязи между разделами должны быть спланированы таким образом, чтобы посетитель легко находил именно те данные, за которыми пришел. Время, которое требуется на разработку структуры, зависит от объемов контента. В среднем это от 3 до 7 рабочих дней. Столько же уходит на согласования и утверждения.

3. Концепция сайта.

Внутренний документ компании-заказчика. Подробно описывает, каким будет сайт. Необходима для определения соответствия будущего сайта фирменному стилю, а также для предотвращения внесения последующих изменений сотрудниками компании. Концепция обычно создается методом «мозгового штурма». Итоговая версия в обязательном порядке должна быть подписана всеми участниками совещания. Написание и согласование концепции не требует много времени: примерно 2 рабочих дня уходит на создание документа. Примерно 2 дня документ согласовывается.

4. Техническое задание (ТЗ)

Разрабатывается исполнителем. Утверждается и подписывается заказчиком. Содержит выжимку из всех предыдущих документов, а также подробное описание интерфейсов и функционала сайта. Основное назначение ТЗ – постановка задач дизайнерам, верстальщикам и программистам. Это итоговый документ, на который ориентируется рабочая группа. Большинство агентств работает по принципу «Делаем то, что описано в ТЗ».

Дополнительные модули дорабатываются за дополнительные деньги и время. Поэтому к аудиту ТЗ нужно отнестись максимально серьезно. ТЗ является приложением к договору на разработку сайта и подписывается ответственными лицами как со стороны компании, так и со стороны агентства. На создание ТЗ требуется больше времени, чем суммарно на разработку всей предыдущей проектной документации. Написание самого документа занимает 7-10 рабочих дней, согласования добавляют еще 3 рабочих дня. ТЗ никогда не согласовывается за одну итерацию. При планировании стоит учитывать время, которое займут доработки и повторные рассмотрения.

2. Дизайн.

Отрисовка дизайн-макета главной, внутренних и служебных страниц.

Основные проблемы:

- размывание задачи;
- нечеткость требований со стороны заказчика (не знаем, чего именно хотим);
- утверждение дизайна, которое идет тяжело и занимает много времени;
- непонимание дизайнером, чего от него хотят;
- многочисленность сотрудников заказчика, имеющих право вето;
- несогласованность комментариев со стороны заказчика;
- попытки дизайнера самоутвердиться и самореализоваться за счет заказчика.

Обычно студии предоставляют 2-3 варианта макетов главной страницы. Если ни один из предложенных вариантов не подошел, агентство или отрисовывает дополнительные за дополнительные деньги, или прекращает работу с компанией. Обеим сторонам выгодно понять друг друга.

Время: разработка одного макета главной страницы занимает 3-5 рабочих дней. Разработка макетов внутренней и служебной страницы – максимум по 1 рабочему дню на каждый макет. В тайминг необходимо закладывать время на согласование (которое, как позволяет определить практика, занимает больше времени, чем разработка самого дизайна). Общее время, которое может занять разработка дизайна – 20-22 рабочих дня для простого сайта из 6-7 макетов.

Результат этапа:

1. распечатанные и подписанные обеими сторонами макеты дизайна;
2. предоставленные исполнителем исходники (psd).

3. Верстка

Состоит из двух частей: нарезка дизайна и кодирование в HTML.

Для заказчика этап верстки означает начало работ, качество и ход которых он практически не может контролировать.

Основные проблемы: у заказчика может появиться ощущение, что агентство «что-то там делает, но непонятно, что».

Время: 2-3 рабочих дня на каждый шаблон. При условии верстки 6-7 шаблонов время, потраченное на этот этап (и включающее время на согласование), составляет 12-15 рабочих дней.

Результат этапа - сверстанные шаблоны (html-файлы):
1. главной страницы,
2. второстепенных страниц,
3. служебной страницы.

4. Программирование и сборка сайта

Второй после верстки этап, на который заказчик никак не может повлиять. Включает в себя работы по программированию системы управления контентом (CMS), ее доработку под спроектированный функционал сайта. Работы по этапу выполняют программисты агентства. Главное – это соответствие ТЗ и того, что получилось в итоге.

Этап удобно запараллелить частично с версткой, частично с написанием контента.

- Основные проблемы: функционал, описанный в ТЗ, реализован не полностью.

Время: зависит от проекта. Обычно программирование занимает около 10-15 рабочих дней.

Результат:

1. функционирующая система управления контентом,
2. тестовая версия сайта, выложенная на сервер исполнителя.

5. Написание и наполнение сайта контентом

Определенные риски возникают на всех этапах проекта по редизайну сайта. Однако наибольшие трудности вызывают утверждение дизайна и написания контента. Что и понятно: эти два этапа наиболее творческие и потому здесь наиболее вероятен подход «Мне не нравится» без объяснения причин и озвучивания выводов, которые могут быть применены на практике.

Основные проблемы:

Когда работы подходят к этапу наполнения сайта контентом, проект находится в следующем состоянии: дизайн нарисован, шаблоны сверстаны, программирование завершается, а текстов и иллюстраций нет.

Вдруг оказывается, что трудозатраты на написание контента намного больше, чем думалось и оценивалось вначале, и что человека, который мог бы выполнить эту работу, нет или он занят.

Вывод: тексты лучше готовить заранее, а менеджеру проекта закладывать тройные риски на этот этап. Как показывает практика, тогда планируемые сроки реализации будут близки к реальным.

Время: зависит от проекта. При наличии материалов для написания контента человек, который умеет писать тексты для веба, в день может готовить две-три статьи. При определенном навыке использования CMS, в день можно разместить шесть-семь больших материалов, и минимум дюжину мелких.

Результат: написанный контент для сайта.

6. Тестирование.

Тщательная проверка функционала сайта как сотрудниками заказчика, так и тестерами исполнителя. Выполняется в трех наиболее распространенных в Интернете браузерах: Internet Explorer, Opera и Mozilla Firefox. Главное – провести тестирование качественно и запланировать не менее двух (а лучше трех) итераций. По результатам тестирования составляется баг-лист, описывающий ошибки, найденные на сайте. Исполнители отчитываются по каждой ошибке, найденной на сайте.

Основные проблемы: изменение функционала сайта. Заказчик видит работающий сайт в браузере и у его менеджеров, тестирующих сайт, начинают возникать идеи, «как это можно было бы сделать лучше». Нужно помнить, что любое изменение увеличивает срок окончания работ по проекту. А значит, увеличивает его стоимость.

Время: 5-10 рабочих дней.

Результат: полностью функционирующий и наполненный сайт.

7. Перенос сайта на хостинг.

Готовый сайт размещается в Сети. До этого момента необходимо выбрать хостера и заключить с ним договор.

Основные проблемы: некачественный хостинг, которые не обеспечивает круглосуточной работы сайта.

Время: 1-2 рабочих дня.

Результат: завершение проекта.

Продолжительность всего проекта – 100-170 рабочих дней

Заключение

Важно помнить о том, что:

Проект нужен не только компании или только агентству. Проект нужен обеим сторонам. И обе стороны достигают с помощью проекта свои цели. Поэтому задержки по срокам могут происходить по вине обеих сторон. Нужно искать точки соприкосновения и заранее учитывать возможные риски.

Подробное описание будущего сайта в ТЗ позволяет сэкономить силы, время и деньги во время всех без исключения последующих этапов. Лучше потратить время на написание документа, чем на переделку сначала дизайна, потом шаблонов, потом CMS.

Добавление функционала в ходе проекта ведет к увеличению сроков и стоимости. На все время разработки стоит запомнить принцип «лучшее – враг хорошего». К сожалению, никогда и ничего не получается делать сразу. Выгоднее начать с малого, сделать сайт, и только потом начинать его постепенно развивать и улучшать.

Анна Караулова

webplanet.ru

__________________
Версия для печати


ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Последние новости   Архив



Энциклопедия

Маркетинговая и поисковая оптимизация корпоративного сайта

Для повышения эффективности любой системы (оптимизации) необходима обратная связь – статистическая информация о результатах деятельности системы. ...читать статью


Статьи

Аудит как первый шаг поискового продвижения

С быстрыми темпами развития рынка интернет-услуг в Рунете оперативный контроль и моментальное реагирование на изменение конъюнктуры рынка становятся ...читать статью


Ресурсы

Поддержка сайта. Обновления

Итак, Ваше Интернет-представительство реализовано. Произошло перемещение информации о вашем сайте в верхние строчки рейтингов поисковых систем. перейти

Сайт о корпоративных сайтах и интернет-системах

???????@Mail.ru     © 1997—2008 CopSite.ru