О КОМПАНИИ|МИССИЯ КОМПАНИИ|ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ|ПОРТФОЛИО|КОНТАКТЫ

        Расширенный поиск
                  Статьи     Энциклопедия     Новости     История     Ресурсы

Информация > IT и управленческий консалтинг > Оптимизация организационной структуры

А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Э Я     A B C E F G H I J L M N P Q S W X Y     Все  

Процессный подход к построению организационной структуры компании


Существенным отличием бизнес-процессов от всех других сущностей (функции, структурные подразделения) является то обстоятельство, что каждый отдельный бизнес-процесс представляет относительно обособленную завершенную часть общекорпоративной деятельности. В организационной структуре это отличие проявляется в том, что бизнес-процесс локализован в рамках некоторого структурного подразделения, являющегося владельцем данного бизнес-процесса, т.е. осуществляющего его от начала до конца. Бизнес-процесс более высокого уровня локализован в рамках структурного подразделения более высокого уровня и т.д. Если же один бизнес-процесс выполняется группой подразделений, что менее желательно, то одно из подразделений является его владельцем, и при этом регламентируются четкие горизонтальные связи между этими подразделениями.

Структурные организационные подразделения в данном случае являются лишь средством эффективного выполнения бизнес-процессов. Имеется даже мнение, что структура предприятия и бизнес-процессы предприятия существуют независимо, не пересекаются. Однако это не так. Хотя роль структурных факторов при процессном подходе ниже, бизнес-процесс выполняется в основном коллективом работников, который не может не иметь организационных рамок и управляющих связей.

Истоки концепции управления процессами ведут к теориям управления, разработанным еще в девятнадцатом веке. В восьмидесятых годах девятнадцатого века Фредерик Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности. В начале двадцатого века Анри Файоль разработал концепцию реинжиниринга - осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. В 1990г. Майкл Хаммер написал нашумевшую статью «Реинжиниринг: не автоматизируйте –уничтожайте», в которой предложил полностью отказаться от существующих методов ведения бизнеса и начать его организацию с нуля.

Процессные системы строятся на базе нескольких основополагающих принципов:

  • принцип выделения бизнес-процесса, назначение владельца бизнес-процесса;
  • наделение владельца бизнес-процесса необходимыми полномочиями;
  • принцип неразрывности бизнес-процесса, проходящего через несколько структурных подразделений;
  • принцип горизонтального контроля, предполагающий проверку качества результата бизнес-процесса его потребителем –владельцем следующего бизнес-процесса;
  • принцип системности (целостности) управления, предполагающий осуществление управления затратами по месту их возникновения;

Преимущества процессных структур:

  • четкая регламентированная система взаимных связей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях;
  • четкая система единоначалия –владелец процесса сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
  • наделение владельцев процессов большими полномочиями, значительное повышению их отдачи;
  • быстрая реакция процессных подразделений на изменение внешних условий;
  • в работе руководителей стратегические проблемы доминирует над оперативными;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом согласованы и сонаправлены.
  • Высокое качество работ, тесная связь с потребителем.
  • Возможность комплексной автоматизации

Недостаток процессной структуры выражается в том, что для выполнения бизнес-процесса требуются смешанные в функциональном смысле подразделения. Организация  (и реорганизация!) таких подразделений и управление ими более сложная задача, чем традиционными функциональными. Однако поскольку все работники подразделения ориентированы на конечный результат бизнес-процесса, работа здесь намного более эффективна, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании с ориентацией на совершенно разные цели.

Таким образом, обобщая, можно заключить, что процессная структура наряду с достоинствами функциональной структуры имеет целый ряд преимуществ там, где функциональная структура имеет явные недостатки.
 
Вы также можете посмотреть новые статьи 2010 года по организационным структурам:
Экономическая эффективность предприятия и его организационная структура
Линейная организационная структура управления
Линейно - штабная организационная структура компании
Линейно-функциональная организационная структура управления
Матричные (функциональные, проектные», бригадные) организационные структуры
Дивизиональные (дивизионные) структуры управления компанией


11.01.2006

Перейти на Форум "Эффективное управление предприятием"


__________________
Версия для печати




ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Последние новости   Архив



Энциклопедия

Структурный, функциональный, процессный и проектный подходы к построению организационной структуры

Структурный подход основан на использовании различных типов организационной структуры предприятия, как правило, иерархической. В этом случае ...читать статью


Статьи

Как “пропиарить” проект

В прошлый раз (PC Week/RE, № 3/2008) я приложила существенные усилия, чтобы отговорить вас заниматься внутренним пиаром проекта. При этом сама я ...читать статью


Ресурсы

В поисках оптимальной организационной структуры

При словах «организационная структура управления» сразу приходит на ум лист бумаги формата А3, на котором изображена некая схема из перейти

Сайт о корпоративных сайтах и интернет-системах

???????@Mail.ru     © 1997—2008 CopSite.ru