О КОМПАНИИ|МИССИЯ КОМПАНИИ|ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ|ПОРТФОЛИО|КОНТАКТЫ

        Расширенный поиск
                  Статьи     Энциклопедия     Новости     История     Ресурсы

Информация > Корпоративные порталы

История корпоративных порталов

Изначально Интернет (тогда он еще так не назывался) начинался как средство доступа к удаленным суперкомпьютерам в интересах Министерства обороны США, когда  в декабре 1969 г сеть ARPANET (Advanced Research Projects Agency NETwork) объединила четыре узла: UCLA - Центр испытаний сети, Станфордский исследовательский институт, университет Санта-Барбары и университет Юта.

В 1985 г. при создании сети NSFNET (the National Science Foundation NETwork) под эгидой Национального научного фонда США (National Science Foundation, NSF)  фонд поставил принципиально новую задачу, чтобы каждый ученый, каждый инженер в США оказались «подключены» к единой сети и могли взаимодействовать не только с удаленными суперкомпьютерами, но и друг с другом. Это была первая инициатива, направленная на то, чтобы обеспечить широчайшему спектру научных организаций качественное и надежное соединение с Интернетом, и сеть NSFNET получила название Internet backbone (слово «backbone» означает «хребет», но в области телекоммуникаций наиболее распространенным вариантом перевода этого термина является словосочетание «опорная сеть»).  

Корпоративное использование Интернет началось много позже, когда, во первых, вычислительная техника стала не такой дорогой и уникальной и стала проникать в бизнес, и во вторых, с созданием Тимом Бернерсом-Ли (Tim Berners-Lee) WWW (World Wide Web) Всемирной информационной паутины –той гипертекстовой системы сайтов, которую мы видим сейчас и которую мы считаем синонимом Интернет.

В 1991г.
WWW стал сервисом Интернет, а 6 августа в Интернет был установлен первый сайт. 

 
Одним из первых способов организации доступа к сайтам стало создание каталогов сайтов, в которых ссылки на сайты группировались согласно тематике. Первым таким проектом стал сайт Yahoo, открывшийся в апреле 1994 года. После того, как число сайтов в каталоге Yahoo значительно увеличилось, была добавлена возможность поиска информации по каталогу. 
 
Первой полноценной поисковой системой Интернет стал проект WebCrawler появившийся в 1994 году.
 
В 1995 году появились поисковые системы Lycos и AltaVista. 
 
В 1997 году Сергей Брин и Ларри Пейдж создали Google в рамках исследовательского проекта в Стэнфордском университете. В настоящий момент Google самая популярная поисковая система в мире.
 
23 сентября 1997 года была официально анонсирована поисковая система Yandex, самая популярная в русскоязычной части Интернет.
Началом истории корпоративных порталов можно считать 1998 г., когда Кристофер Шайлакс и Джулия Тилман из Merrill Lynch (Christopher C. Shilakes and Julie Tylman, "Enterprise Information Portals", November 1998) дали следующее определение «Корпоративные информационные порталы (Enterprise Information Portal - EIP) - это приложения, которые позволяют компаниям раскрывать информацию, хранящуюся внутри и вне организации, и предоставить каждому пользователю единую точку доступа к предназначенной для него информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений». Т.е. это прямое использование наработанных технологий публичных информационных порталов в корпоративных целях.

Сразу же в ответ на это Джерри Мюррей из IDC (Gerry Murray, "The Portal is the Desktop", January 1999) значительно расширил понятие корпоративного портала. Он считает, что «порталы, которые концентрируются лишь на работе с контентом, не отвечают нуждам корпоративного рынка. Корпоративные порталы должны подключать нас не только ко всей необходимой информации, но и ко всем нужным нам людям, и предоставлять инструменты, необходимые для поддержки совместной работы». По данному определению корпоративный портал это не только предоставление информации, но и поддержка совместной работы, автоматизация бизнес-процессов.

Существует еще много других определений корпоративного портала и, соответственно, различные классификации корпоративных порталов.

Отметим два вида классификации.

1. По функциям.

EIP (Enterprise Information Portal) - Корпоративный информационный портал. Обеспечивает персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам компании, обеспечивает доступ к данным как по классификатору, так и с возможностью проведения сквозного полнотекстового и атрибутивного поиска.

EEP - (Enterprise Expertise Portals) –Корпоративный экспертный портал, обеспечивающие подключение к (связь между) пользователями на основе их знаний (способностей). Не всегда портал содержит нужную пользователю информацию, однако, в случае ее отсутствия, он может подключить пользователя к нужным специалистам и экспертам, которые могут поделиться необходимой информацией, дать экспертные оценки по интересующим вопросам. 

 EAP (Enterprise Application Portal) - Корпоративный портал приложений. Портал, который предоставляет пользователям различные приложения и сервисы компании, подключает их к корпоративным информационным системам. 

ECP (Enterprise Collaboration Portal) - Корпоративный портал совместной работы. Портал, предоставляющий информацию, сервисы и обеспечивающий совместную работу группы сотрудников над какой-либо задачей, проектом.  
 
EKP (Enterprise Knowledge Portal) - Корпоративный портал управления знаниями. Интегрированный портал, охватывающий все перечисленные выше, предназначенный для обеспечения коллективной работы (автоматизация бизнес-процессов) с максимальным информационным обеспечением и аккумулированием корпоративной информации. 

2. По назначению.

B2C (Business-to-Consumer)
Системы электронной коммерции, в которых в качестве продавца выступает юридическое лицо (предприятие, организация), а покупателя - физическое лицо. Типичный пример - Интернет-магазин.

B2B (Business-to-Business)
Системы электронной коммерции, в которых в качестве субъектов процессов продажи и покупки выступают юридические лица (предприятия, организации). Такие системы обычно используются для организации снабжения и реализации продукции.

B2E (Business-to-Employee)
Внутрикорпоративная система, по организации работы персонала компании, отдельных структур и подразделений. По сути, порталы B2E являются системами автоматизации управления и берут на себя некоторые функции Корпоративных информационных систем (КИС). Как правило, такие системы функционируют во внутрикорпоративной сети - Интранет. При этом Интранет может использовать защищенные каналы в Интернет. В такие системы возможен также защищенный доступ из Интернет.

Корпоративные порталы B2C, B2B, B2E включают в себя корпоративные порталы EAP, EIP, EKP, однако на базе последних можно строить и другие самые различные системы.


__________________
Версия для печати


ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Последние новости   Архив



Энциклопедия

Корпоративный портал (Интранет-портал)

Корпоративный портал компании предоставляют доступ только уполномоченным сотрудникам самой компании, использующим полученную информацию и приложения ...читать статью


Статьи

Корпоративный сайт. Корпоративный портал

Рассмотренные в предыдущих разделах корпоративные сайты предоставляют доступ к публичной информации и сервисам корпоративного сайта всем ...читать статью


Ресурсы

Реальные порталы

Многие помнят портальный бум, завладевший неокрепшим отечественным интернет-рынком несколько лет назад. Создавались концепции вертикальных и перейти

Корпоративный сайт компании «Корпоративные системы Интернет»
Москва, Б.Дмитровка, д.9, Издательство "Труд" Инспро-

Тел. (985) 362-99-64
Email: info@corpsys.ru

???????@Mail.ru     © 1997—2008 CopSite.ru